СОЧИНИЛОСЬ

Как это было

12 мая - мой день рождения.
    Я пришла в этот  мир весной.  Солнечно, тепло, радостно. Мне рады мои родители. Маме пока трудно понять, что она чувствует, но очень рад папа. Он так долго ждал своего первенца. Конечно для него лучше, если бы это был мальчик (он так хотел создать футбольную команду). Но я не огорчу его тем, что я девочка. Я оправдаю все его ожидания. Он станет гордиться мною, даже если я не мальчик. Я пришла вслед за двумя моими сестрами-близнецами, которым не суждено было прожить долго и радовать наших родителей. Я сделаю это за них. Я стану лучшей дочерью для моих родителей.
    Для меня есть специальное место в нашем доме. Есть собака, которая пока не понимает кто это маленькое существо. Нюхает меня, знакомится. Я его совсем не боюсь, он очень добр ко мне.. Папа улыбается его улыбка мне нравится. Мама очень уставшая, немного встревожена. Я хочу ей как-то помочь. Пока не знаю как. Я так и не узнаю никогда, что я должна сделать, чтобы маме стало легче, что от меня зависит. Ее очень что-то тревожит. Как объяснить ей, что со мной все в порядке. Мне вполне достаточно чувствовать ее, видеть ее. Мне  это гораздо важнее, чем быть просто накормленной. Хотя и кушать я тоже люблю. Какое же оно вкусное и сладкое это мамино молоко. Это блаженство быть рядом с мамой у ее груди, я забываюсь и засыпаю.

май 2013

Ветер перемен

Чем старше я становлюсь, тем сильнее чувствую, как проявляются во мне события МОЕГО ДЕТСТВА. Слова "все мы родом из детства"  становятся не просто словами, а смыслом моей жизни и профессиональной самореализации. Сейчас за окном осень. На смену золотой, очень теплой в этой году осени, приходит поздняя, дождливая, располагающая меня к воспоминаниям и осмыслениям. Вспоминаю, как лет в 10-11,  я сидела у окна и была именно такая осень. Шел дождь и вдруг начался порывистый ветер. Люди, за которыми я наблюдала из окна (видимо стремление к созерцанию у меня врожденное), которых застал врасплох дождь и ветер, стали "приспосабливаться" - поднимать воротник, ускорять шаг. Сочинились тогда такие строки:
Ветер, ветер озорник
Поднимай-ка воротник
Все прохожие боятся
Не хотят такого братца.
Братец ветер - озорник
Поднимай-ка воротник
Помню, как поделилась я тогда стихотворными строками с дедушкой. А он не поверил, что это я их сочинила. Я как-то пережила тогда досаду и грусть. Мне кажется, что я даже больше поверила дедушке, что не могу я такое сочинить.
 А если бы он тогда ПОВЕРИЛ, поговорил бы со мной, что для меня значат эти строки, о чем я думаю, что переживаю.........
Мой дорогой и любимый дедушка. Теперь каждую осень я вспоминаю тебя и эти строки про ветер, который несет что-то новое, непонятное, к чему нужно "приспосабливаться". Я люблю тебя, дедуля.
октябрь 2012


Письмо моей бабушке Надежде Николаевне

С днем ангела, дорогая бабушка. И хотя я родилась через восемь лет после  того как ты ушла, и мы не встретились здесь, ты всегда была и есть... в моем сердце. К сожалению я мало знаю о тебе и мне очень не хватало тебя и другой моей бабушки, Анны, которая тоже рано ушла, когда моему папе было 6 лет. Но я чувствую в себе твою нежность и заботу, любовь и мужество, благодаря которым во время войны выжили твои дети (моя мама и дядя). Я люблю тебя и несу в себе все лучшее, что было в тебе.
В Москве сегодня, 30 сентября 2012 года, теплая и ласковая осень.
 Она помогает мне почувствовать твою ЛЮБОВЬ.


Не мешайте детям быть счастливыми (эссе)

Ребенок – наш посредник в отношениях с реальностью.
Франсуаза Дольто

      В моем сознании произошел переворот, когда однажды я поняла, что мои дети даны мне,… нет,… подарены мне судьбой, чтобы я  могла расти и развиваться вместе с ними. Чтобы не стала я  с возрастом всезнающей занудой.
       Но для понимания этого  мне сначала пришлось научиться их слышать (а не только требовать от них: «слушай  меня»). Для меня, в силу моих «природных особенностей», добиться этого от себя было очень непросто.
       Как-то, вернувшись с очередного семинара по детской психотерапии, я поделилась со своим старшим сыном, которому тогда только исполнилось 20 лет, что теперь я знаю, как сделать детей счастливыми. Выслушав меня очень внимательно, сын сказал: «Мама, по-моему, дети и так счастливы. Вы им только не мешайте».
     С тех пор это «не мешайте»  считаю главнейшим девизом в своей практической деятельности.
    
Я стала развивать эту идею: «не мешайте детям быть счастливыми». И на своих встречах с родителями стараюсь разбудить в них желание не столько учить и воспитывать своих детей, сколько искать в детях то уникально-индивидуальное, чему  бы они, родители,  могли  у них  научиться.
     Для меня процесс воспитания теперь видится как  движение навстречу друг другу. Как процесс  бесконечного взаиморазвития.

А как найти в детях их уникальность?

     Возможно, если мы научимся принимать, не осуждая, то, чем делятся с нами наши дети, если внимание к чувствам ребенка станет для нас естественным способом общения с ними, тогда-то мы и сможем заметить, что они другие, со своими потребностями и своим представлением об устройстве мира. В этом и есть их уникальность-индивидуальность.  
     В случае, когда ребенок впервые делится с нами своими переживаниями, полезно соблюдать  следующие правила:
- стараться не судить хорошо или плохо, правильно или неправильно поступает ребенок 
( я с тобой и я стараюсь понять как ты воспринимаешь мир, каков он с ТВОЕЙ точки зрения)
- обращать больше внимания на чувства ребенка, а не на его поведение
- не подавлять эти чувства и не создавать искусственно комфортные условия; (комфортность часто уводит в сторону от этих чувств) наоборот,  погружаться в них вместе с ребенком, помогая ему назвать эти чувства и пережить их.
На собственном опыте я знаю, ничто не помогает справляться с чувствами так хорошо, как присутствие человека, который понимает и принимает их, подтверждая, что у каждого человека есть право на любые чувства. Все чувства полезны, даже негативные или причиняющие боль. Их нельзя оспаривать или опровергать. Мы не можем выбирать, что чувствовать, но можем выбирать, что делать.
- честно и искренне отвечать на вопросы ребенка, делясь СВОИМИ чувствами о происходящем.
- принимать и не осуждать те принципы, которые усвоил ребенок, в тот момент, когда он впервые вам об этом рассказывает ( принимать – не значит соглашаться)
     Использование этих простых форм реагирования полезно тем, что дает нам время разобраться в происходящем, обдумать полученную информацию, прежде чем мы сможете что-то посоветовать ребенку исходя из СВОЕГО опыта.    
2007 г.


Когда Я пришел на эту Землю…
или, что значит быть первым  (эссе)


     Это было давно.
     В моей жизни произошли большие перемены. Мне сказали, что нас теперь двое. Шок – не понимаю – не хочу. Не хочу делить любовь моих мамы и папы с этим новым, не понятно зачем пришедшим в мою жизнь, существом. Не хочу отдавать ему то, что до этого принадлежало мне и только мне. А что теперь? Все будет поровну, пополам, на двоих? Не хочу. Похоже, родители видят как мне плохо, как Я не хочу и не могу принять эту ситуацию, но Они ничего уже не могут изменить. И тогда Я принимаю РЕШЕНИЕ: Они меня уже не любят так, как любили раньше. И пусть нас теперь двое, но Я-то все равно ПЕРВЫЙ пришел, и это единственное, что Он никогда не сможет у меня отнять. А как мы будем делить все, что будет по праву принадлежать нам двоим, это мы еще посмотрим.

     А Он, наивный, пришел в этот Мир с полной уверенностью, что его здесь ждут. Что его любят и готовы показать ему, как прекрасен этот Мир. И Он дарит каждому, кто подходит к нему,  свою улыбку, как будто говорит: «Здравствуйте, вы меня так ждали, и вот  теперь я с Вами. Давайте вместе радоваться этой жизни. Правда, я еще очень мал, и так нуждаюсь в вашей заботе и помощи. И, когда я уже научусь сам о себе заботиться, я не забуду вашу любовь и доброту, которая так необходима мне сейчас».

     Это было давно. А что сейчас?
     Каким же твердым было мое РЕШЕНИЕ, что даже сегодня Я продолжаю бороться за это право. Право быть ПЕРВЫМ во всем, во что бы то ни стало. А хотел ли Он тогда отобрать у меня это ПЕРВЕНСТВО? Может быть, Он был счастлив, что НЕ ПЕРВЫЙ пришел, счастлив, что у него есть Я и поэтому, когда Я подходил к нему ОН дарил мне свою улыбку, как будто говорил: «Здравствуй, Я так ждал встречи с тобой, и вот теперь МЫ ВМЕСТЕ».

06.06.06











Комментариев нет:

Отправить комментарий