Женские образы



Боровиковский В.Л. "Портрет Лопухиной" 
В портрете, написанном в 1797 году, художник обессмертил совершенство этого юного существа. Трудно найти в изобразительном искусстве более обаятельный образ нежной юности, гармонической женственности, сочетающий в себе и лукавство подростка, и какую-то взрослую грусть. Художника особенно привлекают нюансы в состоянии человека, жизнь его души. Это портрет семнадцатилетней девушки. Через четыре года ее не станет, и это обстоятельство заставляет внимательнее вглядеться в ее глаза и прочесть в них предчувствие того, что ей дарована судьбой только весна, прекрасная весна, полная радости, надежд и упований, которым не суждено будет сбыться.




      Этот портрет однажды увидел в доме губернаторши Перфильевой, племянницы Лопухиной, поэт Яков   Полонский. Он ощутил в нем печать того неуловимого эмоционального состояния и увидел главное очарование этого образа:


Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли – тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.



 Боровиковский В.Л. Портрет Е.Г.Темкиной (1798)


 Этот портрет заинтриговывает зрителя сразу же, как только он узнает о происхождении его героини – Елизаветы Григорьевны Темкиной. Она была дочерью императрицы Екатерины II и светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. По словам современников, Темкина "была подлинная дочь князя Потемкина, … походила на портреты князя".

Блестящий по мастерству исполнения, чуть более яркий и насыщенный по цвету, чем другие изображения томных красавиц, выполненные Боровиковским в 1790-е годы, выразительный по пластике, портрет был написан по заказу Александра Николаевича Самойлова, племянника Потемкина, в доме которого воспитывалась Темкина. Он писал: "Я хочу, чтобы списывал ее русский живописец Боровиковский. …пускай Елизавета Григорьевна была написана таким образом, чтобы шея была открыта, а волосы, растрепанные буклями лежали на оной без порядка".

Елизавета Григорьевна родилась в Москве, в Пречистинском дворце в июле 1775 года, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего первую русско-турецкую войну. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги, приглашенного из Греции в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью, воспитавшей четырех сыновей и пятерых дочерей. При этом, из других источников известно, что она имела расточительный характер, часто материально нуждалась, хотя и обладала огромными поместьями на юге России.

Уже внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович пишет Третьякову: "Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение – по личности художника, по личности моей бабушки, и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства". Но искусство
XVIII столетия еще не было должным образом оценено во второй половине XIX века, и портрет не попал в коллекцию Третьякова. Он оказался в Третьяковской галерее лишь в 1925 году в числе других произведений живописи из собрания московского коллекционера И.Е. Цветкова.

Коровин К.А."Хозяйка"



Искусство это - мое пенье за жизнь, за радость, это - язычество - от этого я люблю искусство, дружбу, солнце, реки, цветы, смех, траву, природу, дороги, цвет, краску, форму.          Коровин К.А










Тициан (1490-1576)  "Венера Урбинская"
Венера Урбинская 1538
Картина написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии моделью для картины послужила возлюбеленная Тициана. Скорее всего, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка.
Тициан Женский портрет
На картине зрелая женщина
 и собачка уже не дремлет

Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии».

Э.Мане Олимпия 1863
Э. Мане Копия тициановской Венеры
Урбинской 1856

Рубенс Петер Пауль(1577-1640) «Отцелюбие римлянки»

В Помпеях есть фреска, датированная первым веком нашей эры, на которой изображены Кимон и Перо. 
Римлянин Кимон был приговорен сенатом к голодной смерти. Дочь Кимона, Перо, желая продлить жизнь отца, ежедневно приходила в тюрьму и кормила его своею грудью. Необыкновенная преданность дочери заставила судей помиловать Кимона.
1612 год (Эрмитаж)
1630 год (Амстердам)
Рубенс писал этот сюжет дважды: в 1612 году и в 1630 году. В этих полотнах звучит мотив самоотверженной любви к родителям – и это заставляет присмотреться к отношениям Рубенса с матерью (отец умер, когда Питеру было около 10 лет). При всем том, что Рубенс был великолепный портретист, что он оставил много портретов своих жен и детей, некоторых родственников и родственниц, нет ни рисунка, ни полотна с портретом его матери. Мать хотела, чтобы он пошел по стопам отца, чтобы он изучал право. Но Рубенс в 14 лет добивается разрешения учиться живописи, работает у художника, как и все ученики, растирая краски и подготавливая холсты. Спустя какое-то время он меняет наставника, затем получает право брать себе учеников, становится членом гильдии художников, признанным художником. К нему приходит известность – и в возрасте 21 года он уезжает в Италию. На несколько лет. Возвращается в Антверпен только тогда, когда получает известие о тяжелой болезни матери. В живых он ее не застал. Возможно, «Отцелюбие римлянки» – как бы символ исполнения долга перед родителями, своеобразное покаяние. Покаяние в том, что она не получила от него сыновней любви. И эти картины – завещание всем: дарите людям любовь при жизни, давайте близким все, что только можно дать.


Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40617/

Кающаяся Магдалина - Жорж де Латур. 1638-1643. Холст, масло.
133,4х102,2 (из собрания Лос-Анджелесовского музея)
 
Жорж де Лату́р — замечательный, долгое время несправедливо пребывавший в забвении и только в 20-м веке заново открытый, очень необычный французский художник из 17-го века, уникальный мастер светотени.

Про него можно было бы сказать словами Мандельштама о Рембранте: «как светотени мученик, Латур».
Бим Бад Б.М.

    Произведение относится к так называемым «ночным сценам», которые Латур, писал в основном во второй половине жизни. Тема кающейся Магдалины, изображенной здесь в момент ее обращения в христианство, встречается еще в трех полотнах художника.

   Женщина размышляет о бренности земного существования и избирает путь веры. Яркое пламя свечи распространяет свет в пустом пространстве комнаты, определяя объемы в их неестественной плотности и создавая атмосферу, состоящую из света и тени, погружая изображение в бесконечное безмолвие, созданное глубоким мистицизмом и тихой меланхолией.

   Латур передает «ночь» - опустошенность человеческой души, которая, как утверждали писатели-мистики той эпохи, может осознать себя лишь через свет веры.

   В композиционный центр полотна помещено зеркало, в котором отражается горящая свеча. Поскольку зеркало - аллегория женского тщеславия, а следовательно, и власти женского обольщения, оно соответствует символу сластолюбия. Свеча, обычно отождествляемая с быстротечностью жизни, в данном случае олицетворяет свет веры.

   Череп, издавна ассоциировавшийся со смертью, с напоминанием о недолговечности существования, часто является атрибутом святых отшельников. Лежащий на коленях Магдалины, он, возможно, указывает на спокойное приятие ею завершения земной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий